Архивы рубрики ‘Учителям’

Проблемы качества образования. Размышление вслух.

Качество образования — многоплановая социальная категория.

Обеспечение качественного образования учащихся остается одной из самых важных проблем образования в начале третьего тысячелетия. Качество образования при переходек ФГОС — многоплановая социальная категория. В педагогике этому понятию придают как узкое значение — соответствие образования требованиям нормативных документов (например, стандартов образования), так и более широкое — степень соответствия образования реальным современным потребностям личности, общества и государства. Решение проблемы обеспечение качества образования является определяющим направлением системы образования.

 

Читать далее »

Формирование ИКТ-компетентности, формирование метапредметных и личностных результатов, системно-деятельностный подход.

Информатика — это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации, реализующая системно-деятельностный подход в обучении. Информатика имеет большое число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов, формирование ИКТ-компетентности.

 Формирование ИКТ-компетентности  – основная задача информатики.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом образования, учащиеся школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Читать далее »

Продолжение методики Mind Maps – Метод фокальных объектов

Методы поиска новых идей и решений. Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.

 

Другие названия: Метод каталога, Метод случайных объектов. Автор метода Ф. Кунце (Германия), 1926 г.

Цель метода

Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.

Суть метода

Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.

План действий

  • Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель.
  • Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.).
  • Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).
  • Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания.
  • Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.
  • Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта.

Результат

Списки идей и предложений по новым модификациям объекта.

Достоинства

  • Простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.
  • Нешаблонность выдвигаемых идей.
  • Универсальность метода.

Недостатки

  • Непригодность при решении сложных задач.
  • МФО и все его разновидности дают только простые сочетания.
  • Отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.

Пример применения МФО

Совершенствуемый объект

Фонарик.

Случайные объекты

Очки, валенок, парашют.

Характерные свойства или признаки случайных объектов

 

  1. Очки: солнечные, защитные, модные.
  2. Валенки: теплые, мягкие, деревенские.
  3. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.

Новые сочетания

 

  1. Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.
  2. Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.
  3. Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

Новые идеи

 

  1. Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.
  2. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.
  3. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

Источники информации:

 

  1. Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). – Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.
  2. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник. / Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. М.: НПО "Информ-система", 1995.

* * *

До встречи.

Канд. техн. наук А.М. Кузьмин
Опубликовано: "Методы менеджмента качества", №7, 2003.

Инновационные методы обучения. Mind maps.

Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.

Конфуций

В стандартах второго поколения цели изучения информатики предполагают подготовку учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.  

Основой, обеспечивающей реализацию федерального образовательного стандарта является системно – деятельностный подход.

Понятие системно – деятельностного подхода было введено в 1985 г.

Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки детей.

Всякий раз, готовясь к уроку, каждый учитель задает себе одни и те же вопросы:

  • как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
  • какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
  • какие методы и средства обучения выбрать;
  • как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
  • как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

В решении этих вопросов нам на помощь приходят педагогические технологии.

Читать далее »


(Contains 1 attachments.)

Открытый урок информатики по теме «Непозиционные системы счисления» в 10 классе

Цель – познакомить учащихся с историей возникновения и развития сис­тем счисления, сформировать стойкое понимание терминов «цифра», «число», «система счисление», «непозиционная система счисления», «позиционная система счисления»; указать на основные недостатки и возможности применения непозиционных систем счисления.

 

Читать далее »


(Contains 2 attachments.)

Использование интерактивной доски на уроках

Вашему вниманию предлагается конспект урока, который был дан осенью 2013 года для учителей нашей школы в рамках работы педагогической рабочей группы.


(Contains 1 attachments.)

Урок информатики.

Открытый урок по информатике по теме "Маркированные и нумерованные списки". Урок дан в рамках районного конкурса "Учитель года 2015" в номинации "Педагогический дебют.

Технологическая карта урока информатики

Нумерованные и маркированные списки.

 

Класс: 9 (базовый курс, авторская рабочая программа Угринович Н.Д. для 8-9 классов общеобразовательной школы)

Раздел программы: Кодирование и обработка текстовой информации. (уроки 16-24)

Тема урока: Нумерованные и маркированные списки (2 урок в теме «Форматирование документа», 5 урок в разделе, 21 в рабочей программе)

Учитель: Пугачёв Игорь Александрович, учитель информатики и ИКТ, без категории (МБОУ «Солонешенская СОШ»)

Методическая цель: показать наглядно использование метода интеллект-карт при изучении новой темы, непрерывность и систематичность использования метода при изучении раздела в целом; показать рациональность использования работы в группах при изучении темы.

Цель урока: актуализация знаний по разделу «Кодирование и обработка текстовой информации»; дифференциация материала, изученного по теме «Форматирование документа»; стимулирование интереса к изучаемой теме;

понять виды и способы форматирования списков; научиться на практике оформлять тесты в нумерованные,  маркированные и смешанные разноуровневые списки.

 

Читать далее »


(Contains 9 attachments.)

Урок “Безопасность в сети Интернет”

С 27 по 30 октября во всех школах России прошёл Единый урок по безопасности в сети интернет, цель которого заключается в воспитании у детей и подростков информационной культуры.

Инициатором проведения уроков безопасности выступила председатель Совета Федерации, Председатель Координационного совета при Президенте России по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей Валентина Матвиенко.

 Единый урок по безопасности в сети Интернет прошёл под эгидой Совета Федерации, Министерства образования и науки, Министерства связи и массовых коммуникаций, при участии представителей IT-сообщества.

Материалы для учителей, разработанные мною или при моей поддержке, вы можете скачать с сайта нашей школы:

Разработка классного часа для начальной школы.

Методическая разработка для учащихся 5 – 7 классов

Разработки основана на Методических рекомендациях к Единому уроку безопасности в сети Интернет

Конспект урока для учеников и учителей

Мастер-класс "Интерактивная доска на уроке"

Цели:

  • понять, какое оборудование называется интерактивным;
  • узнать преимущества, которые дает использование интерактивного оборудование по сравнению с проекторами;
  • научиться использовать интерактивное оборудование на своих уроках;
  • подготовить интерактивный материал к своему уроку.

Задача: создать интерактивный материал для урока.

Оборудование: инструкция пользователя smartboard SB-690, компьютерный класс, интерактивная доска, проектор, Notebook 10, Internet.


(Contains 3 attachments.)
Яндекс.Метрика